Формы и приемы видения и освоения сельскохозяйственного потенциала
Реализация принципов, выражающих единство, взаимосвязь, взаимообусловленность объектов через единство требований, норм, измерений и сопоставлений
Принципы, выражающие единство, взаимосвязь, взаимообусловленность объектов, элементов, явлений, имеющие универсальный характер, в нормализации реализуются через единство требований, единство норм, единство измерений, идентичность изложения.
Нормализованная экономика предъявляет к экономическим нормам требования особого рода:
- единство нормы и нормали. Норма устанавливается только на нормализованный процесс. Прогрессивные нормы формируются в проектировании процесса. Сфера проектирования для нормирования — это не только источник инновационной и достоверной информации, но и объект для методологического исследования. Здесь формируются основные базовые понятия, важные для нормирования;
- нормы должны быть стабильными на протяжении определенного периода и одновременно система норм должна обладать внутренним свойством восприимчивости к новшествам, гибкостью. Новшество как продукт нормативно-исследовательской деятельности, выражающее собой нечто радикальное, определяет одно из важнейших направлений экономического развития.
В экономике в последнее время широкое распространение получил метод унификации, базирующийся на выявлении признаков, черт «всеобщего» среди разнообразия сходных частей, элементов. Приведение к единой норме, единой форме, единообразию компонентов, элементов, объектов стали обозначать с помощью термина «унификация». Принцип единого подхода, унификации получил распространение не только на компоненты, явления, но и на методы, терминологию и технологию.
Наличие множества видов продукции и показателей вызвало потребность в классификации нормативов и требований, то есть в подразделении их по видам. В этом аспекте типизация, унификация, систематизация позволили находить наиболее рациональные решения практических задач.
Единство, неразрывность, взаимообусловленность потребительных размеров показателей, потребительных указателей свойств и их экономической значимости, ценности со временем были объединены в понятия «унифицированные показатели» и «систематические указатели».
Унифицированные показатели и систематические указатели содержат признак единства двух сторон: вещной, естественной, технической определенности и общественной, потребительной, оценочной значимости, ценности.
Односторонние показатели, указатели свойств непосредственно несравнимы. Знание закономерности изменения результативных признаков в зависимости от факторных признаков позволило ввести обобщающие понятия меры (мера вариации, общности). Бесчисленное множество размерных показателей и номинальных указателей были приведены к единой мере, а также к единой норме.
Нормализация, используя опыт и достижения науки, участвует в разработке новых направлений, создании новых ценностей, постоянно «стирает» устаревшие взгляды, видения, методы познания объективной действительности.
Используя принцип целостности, нормализация имеет два решения:
- прямой — от частей к целому, то есть от конкретных показателей и непосредственных указателей к универсальным и систематическим;
- обратный — от целого к составляющим частям, от универсальных показателей и систематических указателей к единой мере вариации, мере общности для конкретных объектов и их любых сочетаний.
Метод унификации, единство качества, количества и меры
Одним из критериев качества нормативных материалов является их унификация. Следует различать степень и ступень унификации. Степень унификации выделяется по применению нормативов в пространственно-временных отношениях. Ступень унификации устанавливается в зависимости от единства функциональных нормативных измерителей.
Пространственные отношения выражают, с одной стороны, единый порядок в нормативном регулировании социально-экономических отношений, а с другой стороны — протяженность материальных объектов.
Виды унификации норм социально-экономических отношений: отраслевые, межотраслевые, единые, международные.
Временные отношения — это порядок сменяющих друг друга событий и их длительности. При изменении содержания регулируемых отношений, субъектов отношений должны пересматриваться и нормы.
Пространственно-временные отношения нормализованной экономики рассматриваются как единые и универсальные в процессе производственных отношений . Ни один материальный объект не может существовать вне пространства и времени. Всякий объект развивается только в одном направлении — от прошлого в будущее, а полное знание требует знания об окончательной целостности предмета.
Знание — это память о прошлом, пережитом опыте и относительно верное представление об опыте предстоящем. Если человек лишен такой памяти и такого представления, если он вырван из прошлого и не имеет никакой ориентации в будущем, то он не может объективно оценить конкретную ситуацию общественных явлений.
Следовательно, когда предметное, непосредственное знание основанно на позитивной концепции экономики, значительно сужается процесс познания явлений.
В позитивной концепции традиционные методы, приемы познания заменили непосредственную данность (инвариантную неопределенность) терминами, на которых базируются словесные формулировки теорем и таким образом извлекается новое знание. Это принципиально неадекватная установка, так как общая закономерность действует в конкретной ситуации. А при использовании традиционного инструмента реальность исчезает, ее заменяют словесные определения, оторванные от своей основы и утратившие всякое значение.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что привычка постоянно обходиться словесными рассуждениями окончательно утвердилась в экономике под эгидой экономико-математических методов.
Этот выбор был сделан в пользу замены реальности словесными определениями и описаниями. Вместе с ним в методы познания вошел опаснейший вирус — разрыв единства качества, количества, меры, одностороннее отражение понятий.
Формирование понятий как представление в сознании совокупности признаков и параметров
При формировании сущности понятий исходят из следующих определений:
Совокупность понятий и их связей составляет знания человека, которые он получает благодаря переработке определенного количества информации, поступающей из внутренней и внешней среды при организованном научном наблюдении и активном эксперименте.
Понятие — одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки.
Признак есть мера вариации, общности, присущая всем объектам природы и общества, строго отличная, не имеющая сравнения по качеству среди множества других признаков, определенная на конечном или бесконечном множестве своих значений, размеров.
Признаки, которые характеризуют условия, определяющие размер того или другого объекта явления носят название факторных. Признаки же, характеризующие результат, вызванный данным сочетанием определяющих условий, называются результативными.
Совокупность признаков сходства, факторных и результативных, характеризующих совокупность объектов, явлений и отображающих закономерности, свойственные процессам сосуществования объектов и явлений в пространстве и времени, подлежащих регистрации в данном нормативном исследовании, составляют программу организованного наблюдения, активного эксперимента.
Измерением называется познавательный процесс, ставящий целью установление определенных характеристик объектов, явлений, процессов в сравнении с эталонными измерителями, принятыми за норму
Мыслительная операция — одно преобразование некоторого числа низших понятий в высшее понятие или обратно — одно разложение понятия высшей ступени на понятия низшей ступени. При формировании понятий характер мыслительных операций безусловно может быть различным и многообразным, но он будет равнозначным в смысле эквивалентного перехода.
Унифицированные показатели и систематические указатели
Человечество всегда стремилось и стремится познать действительность в целом, составить о ней как можно более полное и объемное представление. Однако сам этот процесс весьма противоречив, ибо чем больше человечество накапливает знаний, чем дальше научное познание проникает в тайны природы и общественной жизни, вглубь вопросов и проблем, тем более дробным, специализированным, дифференцированным оно оказывается и, соответственно, тем настоятельней становятся потребности синтеза и комплексирования этого знания.
Мы порой не замечаем или не фиксируем свое внимание на том, что значительное число наук и отраслей знания представляют собой узкоспециализированное, то есть по существу однобокое, «аспектное» знание. Нас совсем не удивляет, что есть науки, изучающие только структуры или только процессы функционирования.
Все эти виды освещают только одну сторону и приводят к парадоксальным выводам и абсурдам. Если каждый объект, явление есть особое неповторимое качественное единство, а его отдельные односторонние количественные характеристики — суть выражения этого уникального единства, то объекты и свойства оказываются несравнимыми. Количество вещей и явлений бесконечно. Бесконечно и число фактических указателей и показателей размеров, характеризующих их свойства. Рациональное познание становится невозможным, если каждое явление рассматривается как уникальная единица относительно всех своих показателей, указателей без оценки их экономической значимости, ценностей и приведения их к единой мере, системе. И такое положение нам кажется привычным и нормальным, хотя во всех случаях знание освещает только одну сторону. И только соединение этих раздельно изучаемых сторон, явлений в общую систему знаний о предмете, только единство описания предмета, явления, взятого в статической и процессуальной формах дает нам достаточно глубокое и точное, можно сказать, «объемное» представление о действительности. Так и образуется фактическое многоединство и многомерность. Одним из самых классических, хрестоматийных примеров взаимодополняющего друг друга знания являются диспозиции (структура — функции, строение — развитие, статика — динамика) и триада (тезис — антитезис соединение (синтез).
Сейдахметов А.С. и др.
Экономическая оценка сельскохозяйственного потенциала агробизнеса:
Учебник / Сейдахметов А.С., Куква И.Н., Нургалиева К.К. — Алматы: Экономика, 2006. — 256 с.