Проблема ценностей в истории философской мысли
В истории философской мысли ценности всегда увязывались с человеческим, субъективным, культурным значением явлений и объектов окружающей действительности. Мир ценностей есть прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей, то есть, тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.
Ценностные стимулы затрагивают личность, структуру ее самосознания, способствуя подлинному самоутверждению личности. Специфика человеческого отношения к миру такова, что люди всегда рассматривали окружающие их предметы, явления, процессы, других людей и себя не нейтрально, а ценностно окрашенными, оценивая их с позиции истины или лжи, добра и зла, прекрасного или безобразного, справедливого или несправедливого и т.д. Вполне закономерно, что такая особенность человеческого мироотношения не могла пройти мимо философского осмысления действительности. Вопрос «Что есть благо?» наряду с другими вечными вопросами философии всегда находился в центре ее внимания. Особенно остро он ставился в периоды обесценивания и деградации культурных традиций и нравственных устоев общества.
Пожалуй, первым в истории философии, сознательно и предельно остро поставившим вопрос «Что есть благо?» был Платон. Устами Сократа, спрашивающего в первой книге «Государства» одного из участников разгоревшегося спора Кефала: «при значительном состоянии что бы ты считал самым большим достижимым благом для себя?»1, Платон затем разворачивает свои рассуждения о таких ценностях, как справедливость, истина, прекрасное, идеальное государство и другое.
Разделяя мир на «мир вещей» и ‘»‘мир идей», Платон считал, что в мире вещей нет ничего, что соответствовало бы высшим благам, высшим ценностям — справедливому, прекрасному, истине и т.д. Непреходящее значение Платона в истории философии состоит в том, что1 он поставил вопрос о природе и источнике существующих у человека понятий прекрасного, справедливого и другое. Платон указывая на текучесть, относительность предметов внешнего мира, в предельно острой и выпуклой форме, поставил проблему природы высших ценностей, постулировать их внемировое, внеэмпирическое существование.
Можно сказать, что Платон первым в истории философии поставил вопрос об онтологическом статусе человеческих ценностей. Это была, как известно, объективно-идеалистическая трактовка сущности ценностей, утверждавшая существование их абсолютной, неизменной системы.
В то же время следует отметить, что не только в античной, но и в последующей средневековой философии, философии Нового времени, до середины XIX века проблема ценностей не выделилась в самостоятельный объект философского анализа. Ценностные, в частности, этические, эстетические, религиозные характеристики включались философами в само понятие реальности, истинного бытия. В рамках классической философии ценности еще не отделены от бытия, поэтому аксиология еще не выделилась в самостоятельную философскую дисциплину. Аксиология, как самостоятельная область философского исследования, считает М.А. Киссель — возникает тогда, когда понятия бытия расщепляются на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии — показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности.
Изучение ценностей как самостоятельного объекта философского анализа, отделение их от бытия начало осуществляться различными философскими направлениями, которые развивались за пределами классической европейской философии. Среди этих направлений можно выделить натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.
С философской точки зрения наибольший интерес среди этих направлений представляет, на наш взгляд, трансцендентализм, развивавшийся в рамках неокантианской философии. Исследование ценностей в неокантианстве осуществлялось в едином контексте с разработкой проблем культуры. Дальнейшие исследования проблемы ценностей убедительно продемонстрировали, что этот контекст является адекватным для понимания сущности ценностей.
Следует отметить, что философское исследование культуры, как и ценностей, также не входило в состав классической западной философии и начало осуществляться в рамках неклассической философии. Философское осмысление природы и сущности человеческой культуры и ценностей свое развернутое выражение впервые получило в неокантианстве. Здесь исследование ценностей осуществляется по двум главным направлениям -мировоззренческому и логико-методологическому.
Мировоззренческое исследование ценностей в неокантианстве (В. Виндельбанд, Э.Кассирер и др.) впервые вводит понятие ценности как самостоятельного объекта философского анализа. Оно возникает как обобщение от конкретных ценностей — справедливости, свободы, истины, прекрасного, красоты и др. Благодаря этому понятию оказывается возможным рассматривать под единым углом зрения прежде всего не связанные между собой понятия и автономные философские дисциплины: теорию познания. этику, эстетику и др. Деятельность человека в этих сферах носит культурный характер, а смысл этой деятельности приобретает ценностную окраску.
Исследование ценностей и культуры проводится в неокантианстве с идеалистических позиций, то есть критический идеализм Канта выступает в концепциях неокантианства в качестве мировоззренческого и логико-методологического основания. С этих позиций в мировоззренческом плане в неокантианстве были изучены сущность ценностей, их место в человеческом мире, онтологический статус и т.д. Методологическое исследование ценностей (Г. Риккертом и др.) было направлено на изучение роли ценностей в познавательной деятельности человека в контексте разграничения паук о природе и наук о культуре и онтологическом статусе понятий наук и культуре.
Изучение ценностей в неокантианстве основывается на противопоставлении природы и культуры. Это противопоставление берется Г. Риккертом в предельно широком, абстрактном виде, чтобы четче ограничить одну его сторону от другой и, тем самым, определить сферы их распространения. Как считает Г. Риккерт, «природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и представлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является природа, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности».