Казыбек би — настоящий знаток дипломатии

Казыбек би — настоящий знаток дипломатии

Противостояние Казахского ханства и Джунгарии в ХVII-начале XVIII веках требовало от государств не только умной и выверенной военной политики, но и эффективной работы дипломатического корпуса. Дипломаты должны были вызволять пленных, возвращать украденное имущество, а также сглаживать углы и без того напряженных отношений. Настоящим знатоком дипломатии, принесшей успех Казахскому ханству, стал Казыбек би.

Казыбек би — прекрасный оратор, общественный деятель и посол, родился в 1667 году, принадлежал к Среднему жузу. Его прозвище «Каз Даусты» в переводе с казахского языка означает «гусиноголосый». Казыбек би был одним из трех великих биев (судей) казахского народа (наряду с Толе би и Айтеке би) создавших совместно с Тауке-ханом свод законов «Жеты жаргы».

Кроме того он являлся одним из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. Казыбек би успел послужить таким ханам, как Тауке, Самеке, Абулмамбет и Абылай, оказывая существенное влияние на развитие всего государства.

Например, когда великого Абылай-хана спросили, кем из батыров трех жузов он доволен, он ответил: «Я доволен бывшими до меня двумя людьми. Это — Казыбек из Каракесеков и Дерипсал из Уаков. Оба они освободили попавших в плен к врагам». Действительно, о прекрасных качествах переговорщика Казыбека ходили легенды.

Каз Даусты Казыбек би три раза в миротворческих целях отправлялся в составе казахского посольства к джунгарам. Первый раз он побывал в Джунгарском ханстве примерно в 14-15 пег. И уже тогда Казыбек проявил себя как прекрасный оратор и переговорщик.

В то время молодой Казыбек би отправился к джунгарам вместе с батыром Шакшак Жанибеком, Балта Керей Турсынбаем и Тайкелтирбием. Преодолев сложный путь, посольство расположилось в юрте, приготовленной ханом Галданом-Бошагту для делегации. Джунгарский хан решил переговорить с посланниками через два-три дня, после того как они отдохнут.

А между тем Галдан-Бошагту размышлял в своей орде, разговаривая с женой Карабас-ханым: «Еще не родился среди казахов человек, который мог бы поговорить со мной на равных, в споре быть на равных. Всех их уничтожу, может быть, их лошадей присоединю к моим табунам».

Тогда жена его ответила: «Казахи ведь тоже широко распространившийся династический народ. Почему бы там не родиться вожаку, способному говорить с тобой. Ты сначала посмотри на людей, которые пришли, побеседуй с ними. Не видя их, не поговорив с ними, убить — это дело, недостойное хана».

Тогда хан позвал одного мудрого старца и сказал ему: «Вот пришли казахские послы. Есть среди них человек, который может сказать веское слово, пробирающее нас до костей? Ты пойди, посмотри на них критическим взглядом». Тогда старец отправился к послам.

Придя, он увидел послов и спящего среди лошадей молодого Казыбека. Казыбек лежал навзничь, спал, разбросав руки и ноги в разные стороны.

Старец вернулся к хану и сказал ему: «Среди лошадей лежит один юноша, руки и ноги его разбросаны в разные стороны, размах рук очень широкий. Он как бы говорит: «Буду говорить, сколько смогу, буду взмахивать, насколько хватит рук, буду ходить везде, куда достанут ноги. Во всех четырех углах окрестности могу говорить, народ, как мух заставлю смотреть на мой рот».

Правитель усмехнулся, сказав, что это конюх, он занимается лошадьми, и даже если он захочет говорить, то пока он вырастет, пройдет целая жизнь.

После этого хан приказал привести послов, среди которых был и Казыбек.

Галдан-Бошагту начал не очень дружелюбным тоном: «Итак, казахи, зачем пришли, если надо что сказать — говорите».

Руководитель делегации Тайкелтир би обратился к хану очень мягко, после чего хан оборвал его, подумав, что переговоры будут на его стороне.

Однако, увидев это, Казыбек, подбежал к хану Галдан-Бошагту и попросил слова.

Хан возмутился, сказав: «Ой, да кто ты есть такой, скажи свое имя».

После этого, Казыбек начал свою легендарную речь, от которой джунгарский хан не смог устоять и согласился на все условия казахов.

Речь Казыбек би перед ханом ойратов Галдан-Бошагту

«Мы казахи, мирный народ, пасущий скот, никого не трогаем, спокойно живем. Чтобы не покинули нас благо и добро, чтобы не ступала на нашу землю нога врага, мы саблю украсили пером, мы — страна, не подчинившаяся врагам, мы — страна, которую никто не оскорблял словами. Мы — страна, друзей своих хранящая, благодарная за хлеб и соль, если хан наш зарывался, мы — страна такого хана орду растоптавшая. Если рождается от отца, то не для того, чтобы быть рабом. Если рождается дочь от матери, то не для того, чтобы быть рабыней. Мы народ, который не позволит своим сыновьям и дочерям, оставаться в плену. Ты — калмык, мы — казахи, пришли помочь Вам, Дети казахов, калмыков пришли встретиться. Пришли в незнакомую страну — познакомиться. Если не согласен знакомиться — пришли сразиться. Ты — каблан, мы — львы, пришли схватиться. Прирученный только молодой скакун — пришли состязаться, Вязкий желтый клей — пришли приклеиться. Ты — железо, мы уголь — пришли расплавить. Детенышей двух косуль — пришли приручить к одной матке. Если есть герой, готовый сразиться — то пришли выразить ему уважение. Если согласен — дай четкое свое решение, не согласен — не дрожи, скажи свое желание, или укажи место, где сразимся!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *