Великие бии казахского народа

Великие бии казахского народа

Для того чтобы противостоять агрессии джунгар, Казахскому ханству требовались серьезные шаги и большие реформы. Это время связано с деятельностью выдающихся биев: Толе, Казыбека и Айтеке, сыгравших большую роль в истории.

Невозможно было противостоять джунгарам, не находясь в единстве. Поэтому осенью 1726 года в местности Ордабасы на возвышенной сопке прошел всеказахский курултай. На съезд были приглашены ханы, султаны, бии разных родов во главе с Толе, Казыбеком и Айтеке би, а также другие полководцы и батыры. Цель данного съезда — объединение всех казахских родов против джунгар.

Во время правления Тауке-хана вышеназванные бии не только являлись создателями единого для всего ханства свода законов, но и входили в высший законодательный совет. Они представляли три различных жуза, и, следовательно, в данном законодательном органе был полный паритет всех трех жузов.

Толе би (1663-1758 годы) — выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор, главный судья Старшего жуза. После смерти Тауке ханство начало распадаться. Многолетние войны ослабили его экономику, которая к тому времени была на грани полного упадка. На северо-востоке при этом возник богатый рынок товаров Российской империи. Толе би был сторонником пророссийского направления внешней политики, но, в отличие от многих, не спешил вступать в подданство. Вместе с Казыбеком би и Айтеке би он определил каноны внешней политики, которая в дальнейшем оказалась чрезвычайно благоприятной для казахского народа. Толе би умер, когда ему было 93 года.

Айтеке би (1689-1766) — судья Младшего жуза. Он активно ратовал за объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое общество.

О Казыбеке би уже говорилось ранее, стоит лишь добавить, что он представлял Средний жуз в объединённом законодательном органе казахов.

Все три бия считаются родоначальниками правовой основы функционирования казахского государства, чем навсегда оставили след в истории Казахстана.

Наряду с этим был велик авторитет биев за пределами Казахстана. Известен пример, когда Казыбек би в 1742 году смог освободить из плена джунгар великого хана Абылая.

Также очень показательны казахско-джунгарские отношения в период правления Цэван Рабдана в Джунгарии. После одного из кровавых сражений, чтобы прийти мирным путем к соглашению, государства направили дипломатические миссии для переговоров. Джунгарский хан Цэван Рабдан выставил казахам следующее требование: «Пусть придет один из трех знаменитых биев казахов. Если придет какой-нибудь мямля, ни в чем не разбирающийся, соглашения не будет».

Услышав это известие, все три бия собрались вместе и начали решать, кто же из них отправится к джунгарскому хану. В итоге поехал Казыбек би, который добился успеха в переговорном процессе. Тогда Казыбек би смог разрешить многолетний спор, договорившись о границах земель двух воюющих государств.

Учитывая большую историческую роль заключенного соглашения, речи биев при выборе главы дипломатической миссии имеют большое значение в событиях того непростого времени. Собравшись вместе, все три бия начали решать, кто из них отправиться в Джунгарское ханство. Сидевший на почетном месте Толе би, посмотрев по очереди на двух биев, подоткнув полы, приподняв плечи, откашлявшись, начал говорить.

Выбор главы дипломатической миссии»

«О, мои два младших брата, мои два светоча! Как старший хочу встать впереди вас. Старший брат — это впереди поднявшееся ввысь дерево. Младший брат — это крылья и хвост, заостренное снаряжение. Когда есть сзади Вы, расправив крылья, полечу, взмахну палашем. Спорящего уничтожу, враждующего — схороню. Я давайте пойду в этот путь!

Айтеке би ответил:

«О, Токе! Говорят же «Старший брат из мела? Младший брат — из крепкого?» Говорят же «Младший брат — копье, старший брат -курган». Я прислонюсь спиной к кургану, разве не стану копьем во все стороны подрезать? Схватившегося в драке прижму. Разве спор не разрешу, не раскидаю? Разве не мне нужно поехать?»

После этого заговорил Казыбек би:

«О, драгоценный мой старший брат! О, высокий мой младший брат! У того, у кого есть старший брат, есть ведь защита? У защищенного ведь есть укрытие от девяноста бед? У кого есть младший брат, у того есть свободное дыхание, передышка, у отдохнувшего свободно дышащего есть богатство на земле, битва с врагами, спорные дела? Разве не так?

Затем он обратился к Толе би:

«До полной власти дошел Толе би, до полного ханства дошел Есим. У казахов, хотя и были не по соответствию боровшиеся за трон, за судебную власть, не было боровшихся неуместно. В таком случае, справедливый би, скажи свое справедливое слово. Что у коня сильнее: голова, хребет или хвост?»

Толе би ответил:

«Дорогой Казыбек, путь всегда начинает грудь быстрого, когда надо прогнать овода, очень много пользы от хвоста. Хребет лошади делает большую работу, до тебя дошла очередь Казыбек. Раскрой свои ладони:

«Будь отцом для тех, у кого нет отца! Для неимеющих благословения, будь благословнием. Измученным и обездоленным встань хребтом с ветреной стороны! Бесприютному будь приютом! Не таящим обиду будь ребенком! Друг будет любить, а враг уважать! Будь непревзойденным мудрецом! — так, Толе би благословил Казыбек би на путь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *