Мифы казахского народа
Мифы — самые древние и архаические жанры казахского фольклора. Фактически все повествовательные жанры (сказки, предания, легенды, эпосы и другие) формировались на основе мифов. Мифы повествуют о создании мира: как он возник, в результате чего. В мифах рассматриваются особенности природных и физических явлений. Содержание мифов отражает ответы древнейших людей на многочисленные вопросы об окружающем мире, поэтому мифы не являются художественными рассказами. Они по сути дела являются поверьями и верованиями.
В мировой фольклорической науке самыми спорными вопросами являются вопросы о природе мифов. Мифы казахского народа характеризуют особенности мышления, мироощущения, мировоззрения древнейшего человека. Вопросы миропонимания волновали предков современных казахов. Свидетельством тому является наличие у казахского народа многочисленных мифических рассказов о происхождении мира. Эти мифы занимали особое место в устном народном поэтическом творчестве казахов.
Как известно, фольклорные тексты постоянно менялись в соответствии с новыми историческими реалиями народа, эта закономерность характерна и для мифов. И казахские мифы пережили процесс возникновения, развития, становления, изменения, порой и забвения. Дошедшие до нашего времени мифы — лишь малая часть того огромного наследия, которые были созданы казахским народом.
Мифы о Луне, Солнце, Звездах и представления их в образах красивой двойняшке, сестер или девушки и джигита занимает настолько важное место в мифах народов мира, что фольклористы выделяют каждый из них как особый вид мифа. Появились различные виды мифов; солярные — про солнце, лунарные — про луну, астральные — про звезды. В фольклорической литературе существует многочисленные теоретические исследования, раскрывающие содержание различных видов мифов. Во многих исследованиях ученые объясняют, как древнейшие люди понимали взаимосвязь природных явлений (небесных) с жизнью на Земле. Казахи верили, что солнце, луна и звезды когда-то были людьми и по какой-то причине превратились в небесные тела. Некоторые мифы до сих пор описывают небесные тела в образе человека. В казахских мифах не поясняетея, каким образом человек превратился в луну, солнце, звезду, но четко прослеживается мысль о том, что небесные тела были когда-то людьми, а порой и ныне продолжают действовать как люди. Аналогию между движением небесных тел и действием людей на земле можно проследить на примере мифа «Жетыкаракшы» о семи звездах представленных в образе семи разбойников. Рядом с Полярной звездой находятся две звезды. Казахское название «Полярной звезды» -«Темир казык» (железный кол). К нему привязаны две звезды «Ак боз ат» (белый конь) и « Кок боз ат» (сизый конь). Разбойники, подкрадываясь с разных сторон, хотят украсть коней, но наступает утро и они вынуждены спрятаться. Каждую ночь воры выходят на охоту. Древние люди верили, что если разбойники похитят одного из коней, то наступит «Акыр заман» (конец света).
В результате типологических исследований, установлено, что мифы прошли различные исторические стадии, поэтому мы можем говорить о мифах различных времен. Их можыо классифицировать по тематике и видам. Основываясь на результатах этих исследований, попытаемся определить особенности казахских мифов. Сравнительный анализ показывает, что самыми древними и простыми мифами являются мифы о небесных телах.
У всех народов мира небесные тела в мифах представлены в образе человека, ассоциируются с чертами и качествами характера людей. Так, острые лучи солнца и мягкие у луны вызывают ассоциацию с твердым и мягким характером человека. Эта ассоциация явилась основой для возникновения мифов о Солнце и Луне. Один из мифов гласит, что солнце и луна когда-то были красивыми девушками, они были неразлучны, несмотря на то, что завидовали красоте друг-друга. Однажды солнце из-за зависти исцарапало лицо луны. Пятна, которые имеются на луне — это следы от царапин солнца. С тех пор они никогда не встречались.
По народным поверьям женщинам нельзя ходить ночью за водой. Миф о девушке с коромыслом повествует о том, что злая мачеха посылает падчерицу за водой. Когда девушка подошла к воде, она увидела красивого молодого джигита, но оказалось, что это отражение луны на воде. Девушка иросит джигита (луну) чтоб он забрал ее с собой. Луна (джигит) исполняет желание девушки. С тех пор, когда люди смотрят на луну, они видят иногда образ девушки с ведром и коромыслом.
Таким образом, мы видим, что во всех приведенных примерах ясно прослеживается представление всех небесных тел в образе человека. Следующей ступенью развития мифического мышления является попытка ответить на такие вопросы; как и откуда, возникли эти небесные тела, кто их создал. Попытка найти ответы на эти вопросы это уже очередной этап развития человеческого мышления. У многих культурно-отсталых народов отсутствуют ответы на эти вопросы. Среди казахских мифов очень мало текстов, объясняющих происхождение небесных тел. Отсутствие таких «космогонических мифов» можно объяснить влиянием ислама. Ислам не допускает подобные толкования. Кроме того, казахские мифы считались пережитками прошлого, мало кто обращал на них внимание, они не изучались и не сохранялись — многие мифы были потеряны безвозвратно.
Однако сохранились мифические поверья о происхождении землетрясения. Этот миф гласит, что Земля находится на одном роге Голубого быка. Когда Бык устает и переставляет Землю с одного рога на другой, то происходит землетрясение.
Общеизвестный миф о всемирном потопе встречается также и у казахов. Где остановился Ноев ковчег, там начинается новая жизнь. У казахов такое место — горы Казыгурт, расположенные в Южно-Казахстанской области. По представлению казахов, как и у других тюркских народов создателем неба является «Таныр», а в мифах тюркских народов Сибири хозяином Земли является Умай-ана. В мифах этого периода они иредставлеиы как муж и жена. Представление Неба в образе мужа, а Земли в образе женщины бытовали в мифах многих народов. Согласно мифическим поверьям казахов горы, озера, реки образовались в результате различных действий таких мифических героев как Едиль, Жаик, Толгай, Жеке батыр и других. Все это связано с ответом на вопрос, как эти объекты созданы. И здесь нет четкой грани между мифическими богами создателями и мифическими первопредками, которые названы И.М.Мелетинским культурными героями. Подобные герои в древности были хозяинами Земли.
Следующими архаическими мифами являются мифы о животных и растениях. Здесь также ставится вопрос, как возникло и появилось то или иное животное. В этих мифах прослеживается связь между человеком и животным. В них повествуется о том, как человек превращался в насекомое, животное, птицу или же наоборот. Эти мифы отличаются не только простотой, но и однообразием логической структуры. В этих мифах характеризуются древнейшие представления человека, где еще отчетливо не проводится грань между живым и неживым объектом и субъектом, животным и человском. Четко прослеживается еще недифференцированное сознание человека, ярким примером этого может служить «тотемное» представление казахов, где повествуется о первопредке-животном. Например, в сказке «Ак каскыр» четко прослеживаются подобные мотивы. Человек женится на волчице и с ее помощью преодолевает многочисленные мифические препятствие и все это берет свое начало от древнетюркского тотема, согласно которому волчица кормила и вырастила будущего первопредка тюрков.
В первоначальном мифе о превращении человека в животное или наоборот не представлено четкого обоснования подобного превращения. Человек безо всяких причин на то превращается в животное и однажды ему надоедает быть животным, он становится человеком. Такие примеры встречаются в мифах полеазиатских народов. А в казахском фольклоре гюдобные мифы представлены по следующим этапам развития мифического сознания, а именно: человек превращается во что-то в результате проклятия или нарушения запрета или в результате наказания или от усталости. Казахские мифы характеризующие природные объекты: реки, ручьи, озера, горы во многом являются результатом подобных действий человека. Но что интересно эти объекты обратно в человека не превращаются. Здесь хочется отметить, что особенностью мифического мышления является то, что в сознании человека четко не разграничивается такие понятия как объект и субъект, вещь или знак, явление и его название, общее и единичное, слово и символ, временные и пространственные категории, поэтому человек мыслит конкретными категориями и конкретными предметами, которые его окружают. На практике учитываются отдельные признаки предмета, а в результате делаются целостные отождествления между предметами и, хотя между объектами и явлениями порой нет ничего общего, в мифах же они рассматриваются в одном порядке. И в результате один объект со своими конкретными признаками может стать символом другого объекта. И такая взаимозаменяемость объектов помогали человеку познать специфику иного объекта. Здесь человек опирается в первую очередь на конкретный человеческий опыт, на взаимоотношения между людьми и эту аналогию ок иереносит на видимые объекты. Как отмечает Е.М.Мелетинский объяснение о том, как появились те или иные вещества или объекты, то это ао сути дела объяснение специфики, свойства этого объекта. Следовательно, эти свойства характеризуются национальной спецификой жизни того или иного народа.
Интересно отметить, что в этом смысле казахские мифы отражают мироощущение, мировоззрение, образ жизни, быт, характерные для кочевников. А именно, переезды на зимовье и летние пастбище — Джайляу определяются движением небесных тел, животные меняют свои повадки в соответствии с временами года (Уш Аркар, Камбар, Уркер и другие звезды), защищали свой скот от хищников и воров (Жеты каракшы, Ак боз ат, Кок боз ат, Аркан жулдуздары). Символ радуги связан с действием, когда доят животных парами (Кемпірқосақ). Такие звезды как Темир казык (Полярная звезда), Шолпан (Венера), Кус жолы (Млечный путь), Есеккырган (Погубивший всех ослов) являются путеводителями ночного неба. Эти примеры объясняют специфику кочевого образа жизни казахов.
Следующий особый вид мифов — это антропогонные мифы повествующие о самом человеке и его создании. Мысль о самом человеке, о том, как и когда он появился, является новой ступенью мифического мышления. Мифы о том, что в определенном возрасте люди становятся похожими на определениых животных и, что бог создал его из глины, существуют и у казахов. В этих мифах прослеживается длительный путь человеческого мышления. В мифах в начале человек создается из глины, камня, лучей, животных, а затем в этот процесс вмешивается божественные преобразования, связанные с классической религией, в частности, исламом.
Согласно доисламским верованиям люди не умирали, а просто уходили в иной мир, их считали, что они продолжают жить в другом параллельном мире, поэтому через год после смерти поминки по человеку проводились в виде пиршества. Это явление свидетсльствовало, что человека почетно провожали в иной мир, что было связано с мифическими верованиями. Все, что окружало нас, представлялось в образе человека. Так как не было четкого разделения «живых» и «неживых», объектов и субъектов, в понятиях людей умерший человек вернулся в иной мир, и поэтому о нем говорили «кайтыс болды», что означало «вернулся».
Завершающим моментом всего живого и неживого в сознание древнего человека является понятие «акыр заман» (конец света). По логике мифа конец света не наступал, но может наступить, об этом повествуют эсхоатологические мифы, которые являются следующей ступенью в развитии мифологического мышления. Согласно этим мифам, когда нарушится привычное состояние мира, то результатом этого нарушения является «акыр заман» (конец света). Нормальное состояние окружающего мира это не какое-то абстрактное понятие, это то, что установили боги, первопредки, культурные герои, демурги, а мы потомки должны следовать их пути. Иначе нарушится порядок мира. Семь воров, которые хотят похитить Ак боз ат, Кок боз ат и по сей день продолжают охоту за иими. Когда воры достигнут своей цели, тогда наступит конец света («акыр заман»). Здесь доминирует простая логика, если нарушится привычное движение небесных тел, то изменится состояния миропорядка, которое было установлено в мифическое время. Эти положения были взяты всеми мировыми религиями как основа объяснения миросоздания.
Миф не будет мифом, если будет отсутствовать понятие мифического времени, которое являлось особым, как бы началом всех времен. Мифическое время — это время, когда создавался весь мир, когда действовали наши первопредки. Это время было началом всех важных первозданных дел, временем всех свершений. Такое понятие дает возможность слушателю различать мифическое и настоящее время. Существует поверье, что особые события могут происходить в особое время. Правдоподобность изложенных событий обеспечивается тем, что все невероятное, рассказанное в мифах, происходило не в настоящем времени, а в особом — мифическом времени. Такое освещение фактов в мифах не дает возможности усомниться слушателю в правдоподобности событий, так как в это время жили предки. Их путь самый надежный и верный, а время, в котором они жили священное.